Почему против? Расскажет Рик О'Барри
Рик О’Барри – американский активист и борец против содержания животных в неволе. Много лет назад он был тренером дельфинов, которые исполняли роль Флиппера в одноименном сериале. Он уверен, что один из них – дельфин по имени Кэти, совершил намеренное самоубийство после того, как его поместили в маленький стальной резервуар, закрытый от контакта людьми с другими дельфинами.
– Что плохого в содержании дельфинов в неволе?
«Я не уверен, что смогу точно выразить словами многие вещи, но я попробую. Всё начинается с поимки животных. Это жестоко, это похоже на изнасилование, я знаю это, так как сам поймал многих, очень многих дельфинов. Так я начинал свою карьеру дрессировщика – ловил дельфинов для аквариумов. Вы преследуете их на лодках, пока они не выбьются из сил. Вы отделяете матерей от детенышей. Вы выбираете молодых, самых лучших особей. 80% пойманных дельфинов – молодые самки, оторванные от своих матерей. Как это влияет на генофонд, никто никогда не узнает, а научные данные вызывают большие сомнения. О науке даже никто не вспоминает, когда после поимки дельфинов Национальная служба морского рыболовства не задается вопросом, какое воздействие оказывает на окружающую среду изъятие особей. Они используют науку только тогда, когда мы пытаемся оказать на них давление.
Но, отвечая на Ваш вопрос: что плохого в неволе – в неволе, когда животных помещают в бетонный хлорированный короб, унижая их до уровня цирковых клоунов, и продавая это публике под видом познавательного шоу – это чрезвычайно опасно. Для меня эта проблема связана не только с дельфинами. Около тысячи дельфинов содержатся в неволе, и более миллиона людей посещают шоу с их участием. Люди расширяют кругозор, это познавательно, они учатся, и для них не имеет значения, что такое познание оскорбляет природу. Вот с чем они уходят после представления: содержание в неволе служит воспитанию жестокого, утилитарного, эксплуататорского отношения к природе, и это проблема воспитания. Научить ребенка не наступать на гусеницу или бабочку – так же важно для самого ребенка, как и для бабочки. Вот в чем я вижу основную проблему».
«Любой разумный человек, который видит шоу дрессированных дельфинов, сделает вывод, что то, чему он стал свидетелем, есть не что иное, как зрелище принуждения и господства. В этом вся проблема – такие шоу показывают людям, что господство над природой – это хорошо и правильно».
– Что происходит с дельфинами, содержащимися в бассейнах?
«Когда ты приходишь в аквапарк, и там играет громкая музыка, дельфины начинают танцевать и улыбаться. Трудно заметить проблемы, но улыбка дельфинов – это самый страшный обман, это только иллюзия, что эти животные всегда улыбаются. Если вам удастся проникнуть за кулисы любого из дельфинариев, вы увидите бутылку маалокса или тагамета, которые используют, потому что дельфины страдают язвой желудка из-за того, что испытывают сильный стресс. Вы должны увидеть их в дикой природе чтобы понять, в чем же разница. В природе они проплывают до 40 миль в день. Утром они могут резвиться в одном месте, а уже через час они могут быть на расстоянии в 25 миль, кормиться или играть. У дельфинов есть сонар, это основной орган их чувств. Их сонар превосходит любое схожее достижение инженерной мысли. Когда вы в воде, дельфины могут видеть прямо сквозь ваше тело, они могут видеть как бьется ваше сердце, могут видеть ваши кости, они увидят если вы беременны. При помощи звуков они получают море информации. В Национальном аквариуме Балтимора в первый день открытия дельфины начали умирать один за другим. Люди не могли поддерживать жизнь дельфинов, но наконец-то поняли, что всему виной система фильтрации, издающая много шума. От этого звукового стресса и умирали дельфины. Они очень чувствительны к звукам, это их основной орган чувств».
– Сегодня каждый ребенок влюблен в Флиппера. Расскажите о своем первом опыте общения с дельфинами. Что именно произошло с Кэти и как это повлияло на вас?
«Сейчас я чувствую свою ответственность, потому что именно из-за сериала Флиппер была создана эта мультимиллионная индустрия. Когда я начинал, в мире было всего 3 дельфинария. После выхода сериала у людей появилось желание плавать с ними, целовать их, держать их за плавник, гладить их, играть с ними.
В 1960-х годах, когда снимался фильм, у нас не было тех знаний, которыми мы владеем сегодня. Сейчас мы знаем, что есть только три вещи, которые убивают дельфинов – загрязнение окружающей среды, рыболовные сети и содержание в неволе.
Когда я стал дрессировать дельфинов, не было никаких руководств, я сам писал сценарий. Вещь, которая меня действительно поразила, заключалась в том, что они оказались умнее, чем мы думали. Дом, который вы видите в сериале Флиппер, был моим домом, я жил там круглый год на протяжении семи лет, и прямо перед домом было соленое озеро, в котором плавал Флиппер после съемок. Когда Флиппера показывали по телевизору в 19:30 по пятницам, я выносил свой телевизор из дома и шел к докам, таща за собой удлинитель, и показывал Кэти её образ по телевизору, и она понимала, где она, а где Сьюзи – ещё одна актриса, играющая Флиппера. Я знал, что они обладают самосознанием, и когда ты понимаешь, что интеллект есть не только у людей, ты начинаешь понимать, что нельзя их держать в заключении. Но я ничего не предпринимал. Я был, вероятно, самым высокооплачиваемым дрессировщиком дельфинов в мире. Очень легко впасть в самодовольство и забыть обо всем, покупая себе новый Порше каждый год, имея возможность вести шикарный образ жизни, зашорив свой взгляд от всего остального. Откровенно говоря, я был настолько невежественным, насколько только мог, и так долго, как только мог.
Но однажды съемки окончились, и все мы разъехались. Некоторые дельфины были проданы для участия в шоу в Европе. Кэти была отвезена в аквапарк в Майами, помещена в металлический бассейн и совершила там самоубийство. Я называю это суицидом с ощущением огромной внутренней боли, и нет способа выразить это другими словами. Вы, вероятно, знаете, что дельфины и киты дышат не автоматически, как это делают люди, для них каждый вдох – это осознанное действие. Поэтому они могут покончить с жизнью в любой момент, когда захотят, именно это и сделала Кэти. Она просто решила не делать следующий вдох и умерла от удушья, находясь в металлическом бассейне.
В тот день мне позвонили из Seaquarium и сообщили, что она в депрессии. Я помню, как я приехал к ней, день был очень жаркий, нигде не было тени чтобы укрыться, и я не сразу её заметил. Я подошел к металлическому боксу и увидел её на противоположной стороне. У неё на коже были волдыри от солнечных ожогов, и вся она почернела от загара, так как большую часть времени проводила, лежа на поверхности воды. Её плавник согнулся набок под действием гравитации, чего в естественных условиях никогда не происходит, так как под водой земное притяжение меньше. Она подплыла и посмотрела мне в глаза, сделала вдох и задержала дыхание. Просто задержала дыхание и опустилась на дно бассейна. Я прыгнул в бассейн и поднял её на поверхность , но она больше не сделала вдоха.
После этого я стал противником бассейнов. Это смерть для дельфинов. Многие дельфины поступают так, как Кэти, но вам никогда не расскажут об этом владельцы дельфинариев. И я решил освобождать каждого плененного дельфина, которого только мог».
По материалам документального фильма The Cove и интернет-публикации Frontline:
http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/whales/interviews/obarry2.html
Узнай больше www.vita.org.ru/amusement/delfinarii.htm
#дельфин #дельфинарий